Основные
положения федерального закона "О порядке рассмотрения обращений
граждан РФ"
02.11.2006 года в законную силу вступил Федеральный закон №59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Указанным
Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с
реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за
ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в
государственные органы и органы местного самоуправления, а также
устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан
государственными органами, органами местного самоуправления и
должностными лицами.
Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения
обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за
исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке,
установленном федеральными конституционными законами и иными
федеральными законами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом
местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет
право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо
обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися
рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и
законные интересы других лиц и если в указанных документах и
материалах не содержатся сведения, составляющие государственную
или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в
обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в данном
Федеральном законе, уведомление о переадресации письменного
обращения в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на
действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в
административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Важным положением данного закона является то, что запрещается
преследование гражданина в связи с его обращением в
государственный орган, орган местного самоуправления или к
должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или
должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих
прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных
интересов других лиц.
Указанным законом установлены требования к письменному
обращению. Так, гражданин в своем письменном обращении в
обязательном порядке указывает либо наименование
государственного органа или органа местного самоуправления, в
которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя,
отчество соответствующего должностного лица, либо должность
соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество
(последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны
быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения,
излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную
подпись и дату.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот
государственный орган, орган местного самоуправления или тому
должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение
трех дней с момента поступления в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не
входит в компетенцию данных государственного органа, органа
местного самоуправления или должностного лица, направляется в
течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или
соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением
гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения,
за исключением случая, если текст письменного обращения не
поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не
подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу в
соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину,
направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес
поддаются прочтению.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении
вопросов относится к компетенции нескольких государственных
органов, органов местного самоуправления или должностных лиц,
копия обращения в течение семи дней со дня регистрации
направляется в соответствующие государственные органы, органы
местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Необходимо отметить, что в соответствии с данным федеральным
законом запрещается направлять жалобу на рассмотрение в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых
обжалуется.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или
должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное
рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием
гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы
и материалы в других государственных органах, органах местного
самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов,
органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту
нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении
вопросов, за исключением случаев, указанных в данном
Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на
рассмотрение в другой государственный орган, орган местного
самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их
компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного
органа или органа местного самоуправления, должностным лицом
либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному лицу по информационным
системам общего пользования, направляется по почтовому адресу,
указанному в обращении.
В данном законе определены сроки рассмотрения письменных
обращений. Так, письменное обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в соответствии с их компетенцией,
рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного
обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа
или органа местного самоуправления, должностное лицо либо
уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения
обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока
его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Указанным федеральным законом регламентируется также личный
прием граждан
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного
самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на
то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных
для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий
его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема
гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и
обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной
проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть
дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в
карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит
регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых
не входит в компетенцию данных государственного органа, органа
местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается
разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию
морального вреда, причиненных незаконным действием
(бездействием) государственного органа, органа местного
самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения,
по решению суда.
В то же самое время, если сам гражданин указал в обращении
заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с
рассмотрением обращения государственным органом, органом
местного самоуправления или должностным лицом, могут быть
взысканы с данного гражданина по решению суда.
Прокурор района
юрист 1 класса Р.А. Иванов
|